Никто из владельцев салонного бизнеса не хотел бы оказаться в ситуации, когда сам бизнес поставлен под угрозу из-за того, что произошло что-то с клиентами. Например, возникли какие-то побочные эффекты, а то и более серьезные последствия, чреватые судебными разбирательствами. Застраховать себя от подобных неприятностей деятельность косметологической клиники или салона красоты – можно только грамотным юридическим оформлением отношений с клиентами (точнее - пациентами) кабинета косметолога. К сожалению, чаще всего повседневная текучка не позволяет ни руководителю предприятия красоты и здоровья, ни врачу-косметологу тратить достаточно времени на изучение нормативных документов и изменений в них. Отсутствие юридического опыта у игроков красивого бизнеса нередко приводит к недооценке серьезности на первый взгляд несущественных юридических вопросов. А на практике все чаще приходиться разбираться в юридических тонкостях. Увы, порой уже после того, что что-то произошло. Давайте послушаем юристов, имеющих опыт работы с российским медицинским правом.
Почему в косметологическом кабинете не обойтись без договора об информированном согласии
Любая косметологическая клиника, любой врач-косметолог рано или поздно могут столкнуться с животрепещущим вопросом - каким образом защитить свои права и смягчить ответственность? Либо обратное, любой клиент (пациент) может задуматься над задачей привлечения к ответственности виновных и возмещения полученного в результате косметологических процедур ущерба. Так или иначе, взаимоотношения всех участников процесса оказания косметологических услуг (а значит, и участников медицинских правоотношений) сходятся в одной точке: правовой защите их собственных интересов.
К сожалению, правовые проблемы, которые теоретически могут быть легко урегулированы, на практике для российских предприятий индустрии красоты и здоровья, а также для их клиентов (пациентов) зачастую решаются гораздо более сложным или порой путем далеким от правовой плоскости. Для косметологической клиники или салона красоты проблемы с отдельными клиентами (пациентами) могут закончиться не судебным разбирательством и возмещением ущерба, как это принято в других цивилизованных странах, а фактическим прекращением деятельности красивого бизнеса вследствие беспрестанных проверок надзорных органов, арестами имущества, счетов и т. п.
Клиенты предприятий индустрии красоты и здоровья, в свою очередь, в силу несовершенства отдельных правовых норм зачастую не могут взыскать в суде адекватную денежную компенсацию ущерба здоровью, причиненного косметологом. Это подталкивает их к тому, чтобы путем «создания проблем» для работы предприятия красивого бизнеса получать ту самую компенсацию, на которую они рассчитывают. Хотя как правило такие действия все равно не приводят к получению адекватной денежной суммы, однако они могут существенно усложнить и без того непростое правовое положение салона красоты или косметологической клиники.
В то же время существует несколько эффективных механизмов, позволяющих именно с правовой точки зрения обезопасить предприятие индустрии красоты и здоровья, врача-косметолога и пациента от возможных нежелательных последствий их взаимодействия. Один из таких механизмов, пожалуй, самых простых и эффективных, — информированное согласие пациента при оказании медицинской помощи (а косметологические процедуры относятся к медицинским).
В статье 31 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан указывается, что каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить информацию о состоянии своего здоровья. Сюда входят сведения о результатах обследования, наличии заболевания, диагнозе и прогнозе, а также о методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.
Это не просто некое абстрактное право пациента: к нему очень жестко привязана соответствующая обязанность медицинского учреждения. Согласно статье 32 упомянутого закона, необходимое предварительное условие медицинского вмешательства — информированное добровольное согласие гражданина. При этом лечащий врач или консилиум врачей вправе самостоятельно принимать решение о медицинском вмешательстве только в том случае, если, согласно закону, состояние гражданина не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно.
Таким образом, даже простейшее медицинское вмешательство должно сопровождаться информированным согласием пациента. Не получив такого согласия, медицинское учреждение нарушает законодательство, причем не только вышеупомянутый закон, но также Закон о защите прав потребителей и Гражданский кодекс Российской Федерации, где закреплены положения об обязанности предоставления информации потребителю/гражданину. Кроме того, в отсутствие информированного согласия со стороны пациента, согласно главе 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, существенно отягчается гражданско-правовая (имущественная) ответственность клиники. С одной стороны, по общим правилам главы 59 Гражданского кодекса гражданско-правовая ответственность не может наступить при отсутствии вины причинителя вреда. С другой стороны, Гражданский кодекс предусматривает, что независимо от наличия вины причинителя вреда (в данном случае — это клиника, оказывающая услугу) возмещается вред, причиненный жизни и здоровью гражданина вследствие недостоверной или недостаточной информации об услуге, если причинитель вреда (клиника) прямо не докажет, что вред возник вследствие нарушения самим гражданином (пациентом) установленных правил в отношении той или иной услуги.
Таким образом, недостоверность или недостаточность предоставленной пациенту информации о медицинской (читай – косметологической) процедуре и отсутствие документального подтверждения того, что пациент ознакомлен с этой информацией, является условием, при котором медицинские работники будут нести ответственность за причинение вреда жизни и здоровью пациента при медицинском вмешательстве.
В какой форме должен быть составлен договор об информированном согласии
В Законе конкретно не определена форма, в которой должно быть выражено информированное согласие, однако подзаконными актами есть рекомендованные федеральным ведомством формы. Подробно об этом, включая несколько вариантов договора об информированном согласии при проведении косметологических процедур, в том числе самых рискованных - иньекционных (контурная пластика, мезотерапия) рассказывается на сайте salon-expertiza.ru.
Очевидно, что для того, чтобы информированное согласие имело доказательную силу, оно должно быть совершено в письменной форме и иметь вид документа. Когда на согласии имеются подписи руководителя клиники, лечащего врача и самого пациента, оно, в соответствии с Гражданским кодексом, является самостоятельным письменным соглашением между сторонами и автоматически становится договором между клиникой и пациентом. Поэтому при заключении отдельного договора в дополнение к подписанному информированному согласию необходимо четко следить за тем, чтобы их положения не противоречили друг другу.
Если в информированном согласии предприятие красивого бизнеса стремится снять с себя ответственность или существенно ограничить ее (т. е. в соглашении упоминается о том, что в определенных случаях клиника ответственности не несет, либо ответственность ограничена определенной суммой), это противоречит законодательству. В соответствии с нормами российского права любые соглашения между пациентом и клиникой об устранении ответственности не имеют юридической силы. Упоминание этого в договорах на оказание медицинских услуг, которые клиника подписывает с пациентами, свидетельствует не только о неправильном понимании законодательства их авторами, но и может привлечь к себе пристальное внимание проверяющих и контролирующих государственных органов. Обезопасить клинику от возможных проблем может именно доказательство информированности пациента, а не отказ от ответственности.
Десять пунктов на заметку руководителю предприятия индустрии красоты и здоровья
Итак, резюмируем все вышесказанное. Если в вашем салоне красоты, косметологической клинике, центре СПА и так далее есть медицинские процедуры, то:
Необходимо иметь в виду, что информированное согласие не освобождает от других видов ответственности (административной и уголовной), если в результате действий врача-косметолога был нанесен умышленный вред здоровью пациента, но оно освобождает от материальной ответственности в случае осложнений, которыми может сопровождаться процедура, особенно если пациент не соблюдает рекомендаций. Таким образом, информированное согласие — едва ли не важнейший документ при оказании медицинских услуг. Нельзя сказать однозначно, кому более выгодно его подписание — врачу, предприятию красивого бизнеса или пациенту, однако можно со 100% уверенностью утверждать, что пренебрежение таким простым и эффективным правовым инструментом невыгодно всем участникам медицинских правоотношений, и в большей степени тем, кто оказывает медицинские услуги, т. е. предприятиям индустрии красоты и здоровья. При правильном составлении это не только формальный документ, обеспечивающий безопасность салонного бизнеса, но и памятка для пациента, которая будет, с одной стороны, дисциплинировать его, с другой — даст информацию, как вести себя в восстановительном периоде.
При подготовке обзора использованы авторские материалы Пахмутова А. Ю., опубликованные в научно-практическом журнале "Мезотерапия" № 11/03 2010 и в свободном доступе в Интернете.
23.03.2011