Что можно делать у косметолога если вам...

<< назад к списку

Наличие навыка терапевтического мышления - главное недостающее звено в знаниях успешного косметолога

Полина Лайтер

Сегодня нам часто приходится слышать, что для того чтобы стать успешным специалистом нужно создавать и продвигать свой сайт, уметь позиционировать себя в социальных сетях. А еще необходимо научиться “речевым конструкциям управления желанием клиента приобрести то, что вы предлагаете”, то есть учиться продавать. Конечно это все нужно но, если вы сосредоточены на том, как продвинуться, но ни разу не задумывались, что именно вы собираетесь продвигать, то ваши усилия не оправдаются в той мере, на которую рассчитываете.

Для того чтобы стать успешным специалистом в отраслях, в которых присутствуют нечеткие требования к профессионализму или слишком высокая конкуренция, стоит задуматься о создании персонального бренда. А стратегией подхода к созданию персонального бренда на мой взгляд, может быть только одна. Если вы хотите остаться в будущем, то необходимо не догонять или завоевывать рынок, а создавать свой рынок. Быть не первым, а единственным и уметь создавать продукт, который невозможно сравнивать с конкурентными продуктами. Этот путь, конечно же, требует определенных знаний. Но каких и где получать те знания и навыки, которые не только создадут, то необходимое доверие к вам, но и выделят из числа других специалистов?

Согласитесь, сегодня уже не достаточно давать просто отдельную сумму знаний или набор отдельных умений - это быстро устаревает. К тому же, несмотря на полученные теоретические знания и практические навыки, косметологи довольно часто сталкиваются с большим количеством профессиональных вопросов, на которые у них нет ответа.Иначе чем объяснить то количество многочисленных жертв эстетической медицины, которые являются прямым и видимым укором всем нам, уважаемые коллеги? Как сказал один очень известный и уважаемый киевский пластический хирург: ” Это мы с вами, как дети малые, открыли «ящик Пандоры», а теперь делаем хорошую мину при плохой игре “. Отвечая на задаваемые мне многочисленные вопросы, по поводу инвазивной и неинвазивной коррекции возрастных изменений лица и шеи, хочу сказать, что отсутствие общего системного взгляда на эстетическую медицину является одной из проблем нашей стремительно развивающейся отрасли. Нам всем, не хватает целостности  восприятия предмета, его окончательного понимания. И не важно к какому из трех направлений отрасли вы относитесь: к восстановительной косметологии (занимаясь уходовыми, реабилитационными, профилактическими технологиями), или к терапевтической эстетической медицине (занимаясь инъекционными ,аппаратными и другими инвазивными и малоинвазивными технологиями) , или же к эстетической хирургии (проводя эстетическую оперативную коррекцию возрастных изменений лица и шеи). У каждого из направлений есть своя необходимая и определенная задача и цель.

Наличие навыка терапевтического мышления - главное недостающее звено в знаниях успешного косметолога

Поэтому давайте в рамках данной статьи поговорим об очень важном профессиональном навыке, который объединяя все направления эстетической медицины, придает необходимуюцелостность и законченность полученным знаниям и умениям, о терапевтическом мышлении специалиста.

Что такое терапевтическое мышление, как оно формируется и на чем базируется? Терапевтическое мышление косметолога- это процесс профессиональной интеллектуальной обработки наиболее полно собранной информации о пациенте с целью оптимальной диагностики, коррекции, прогноза и профилактики эстетических дисфункций. По сути, это определение универсально для любого вида умственной деятельности - экономической, инженерной, военной и др., поскольку едины методы анализа и синтеза, логики, формирования суждений, умозаключений, абстракций и обобщений. Это ставит профессию косметолога вровень с любой интеллектуальной творческой профессией, требующей глубоких знаний, памяти, внимания, безупречной логики суждений, абсолютной честности, горячей любви к своему делу и людям.И хотя науке пока еще неизвестны механизмы развития мышления человека вообще и в нашей профессии в частности, тем не менее, можно выделить следующие важные моменты, на которых базируетсятерапевтическое мышление.

Терапевтическое мышление базируется на следующих шести моментах:

  • на умении выделить суть эстетической проблемы
  • на умении понимать причины возникновения эстетической проблемы
  • наумении выделить факторы, не только приведшие к ее развитию, но и к ее дальнейшей эволюции с присоединившимися осложнениями
  • наумении прогнозировать последствия побочных эффектов и осложнений
  • на умении анализировать и систематизировать эту информацию для того, чтобы построить целостную картину эстетической проблемы, а не ограничиваться решением отдельных ее фрагментов.
  • на способности принять обдуманное, осознанное и адекватное решениев каждой отдельной ситуации в целях достижения наиболее благоприятного эстетического результата.

Какие из этих моментов являются самыми сложными для практикующего косметолога? Когда пациент приходит на консультацию к косметологу или врачу - косметологу или же к пластическому хирургу по поводу коррекции внешних признаков старения, то он, конечно же, надеется не только на то, что данный специалист сможет определить, какие именно воздействия необходимы для достижения оптимального эстетического результата. Но и на то, что специалист уже на первом приеме сумеет не только спрогнозировать эстетический эффект коррекции, но предвидеть, понять и объяснить какие ”подводные камни “ во время (или после) инвазивной коррекции могут ожидать этого пациента.

Так что умение прогнозировать результат инвазивной коррекции и умение избегать осложнений являются важнейшими и самыми сложными ,на мой взгляд, аспектами терапевтического мышления специалиста.

Какие же формы обучения, традиционные, свободные или их сочетание формируют навык терапевтического мышления косметолога? Если с традиционными формами обучения все более-менее понятно, то давайте обозначим, что же мы вкладываем в понятие “свободные “ формы обучения.

Наличие навыка терапевтического мышления - главное недостающее звено в знаниях успешного косметолога

Считается, что свободные формы обучения - это различные альтернативные образовательные практики, подразумевающие получение профессиональных знаний и навыков вне традиционного учебного заведения. Формы, дающие возможность достаточному числу людей, заинтересованных в получении одних и тех же знаний организоваться в их получении. Пространством дляполучения этих знаний сегодня становятся мастер-классы приглашенных специалистов, которые можно отнести к очной свободной форме получения знаний, различные интернет-сообщества, а также дистанционные формы обучения, относящиеся к заочной свободной форме получения знаний.

Конечно, при этом каждому хочется, чтобы самые лучшие преподаватели прочли самые лучшие лекции, дали самые востребованные навыки, чтобы ты смог достигнуть реальных (а не обещанных) результатов, На деле же в большинстве случаев этого не происходит, что вызывает разочарование косметологов. Косметологи, естественно получают определенный теоретический и практический материал, а элементы терапевтического мышленияотрабатываются на всех без исключения практических и лекционных занятиях. Но что с этим материалом делать дальше, когда и на каком этапе старения применять, насколько он вписывается в имеющиеся алгоритмы процедур и омолаживающих программ - этого они очень часто не понимают. Часто разочарование косметологов, вызывают и те традиционные формы обучения (конференции, выставки и симпозиумы) на которых разношерстные докладчики 2-3 дня жонглируют понятиями вне всякой системы и логики, без обсуждений и выводов. К тому же, информация для специалистов и пациентов подается таким образом, что факт необходимости и приоритетности инъекционного или аппаратного вмешательства не подвергается сомнению.

Я думаю, что причина разочарования косметологов кроется в следующем.

В любой конкретной области деятельности человека профессиональное мышление развивается при непосредственном общении ученика с предметом изучения и с учителем. Главным звеном в формировании навыка терапевтического мышления является процесс непосредственного общения обучающегося, преподавателя и пациента. Иными словами терапевтическое мышление - это процесс непосредственного общения обучающегося , преподавателя и пациента, который, придавая целостность и законченность полученным знаниям, заключается в цепи следующих последовательных шагов:

  • осмысление выявленной эстетической дисфункции
  • выдвижение гипотез в ее отношении
  • цепь рассуждений, приводящая косметолога к диагностическому заключению
  • мысленное воспроизведение возможной последовательности факторов и ситуаций, образующих эстетическую дисфункцию
  • составление прогноза
  • составление плана
  • оценка результатов воздействия
  • планирование профилактических и реабилитационных мероприятий

Наличие навыка терапевтического мышления - главное недостающее звено в знаниях успешного косметолога

Без всех этих последовательных шагов в подаваемом материале будет отсутствовать понимание причинно-следственных связей между различными механизмами образованияэстетической дисфункции приведшей к эстетической проблеме..А таких  механизмов, по меньшей мере, шесть: биомеханические, физиологические, морфологические ,анатомические, биохимические, биоэлектрические. В большинстве же случаев предлагается обучение фрагментарной коррекции отдельных признаков эстетической проблемы. Пока вне поля зрения специалистов будут оставаться все механизмы формирования эстетических возрастных дефектов, то результат коррекции возрастных изменений будет не полный, не стойкий или вести к преждевременному старению лица и шеи.

Настало время развиваться не в сторону поиска еще одного революционного аппаратного / инъекционного воздействия, уникального массажа или волшебного пилинга, а в сторону систематизации знаний. Настало время грамотно составленных диагностико-терапевтических алгоритмов процедур и индивидуальных программ, обьедененных концепцией системного терапевтического подхода, Суть которого заключается в том, что независимо от того какую эстетическую задачу вы хотите решать: коррекцию черт, объемов или контуров лица, коррекцию состояния кожи, реабилитацию после инвазии, или же профилактику эстетических возрастных изменений, прежде всего должны быть восстановлены состояние и баланс соединительнотканных структур тела, лица и шеи (мышц, фасций, связок, положение и состояние костей лицевого черепа, сосудистого русла, дермальных слоев кожи, и др.), Роль этих структур в коррекции возрастных эстетических дефектов лица и шеи первична.

Случай из практики. Пациентка (50) имеет выраженные возрастные изменения , так называемый “жировой тип старения лица”,который является достаточно сложным для эстетической коррекции не только косметологом, но и пластическим хирургом. Преобладает птоз мягких тканей при значительном подкожно-жировом слое, особенно в области щек с деформацией овала лица и шеи. Кроме того резко обозначены морщины в углах рта. В анамнезе - наличие сложного системного заболевания. Пациентке было рекомендована и проведена программа, состоящая из 10 процедур послойной терапии Reface laitlift system, восстанавливающей подкожные структуры и активный домашний уход для улучшения качества кожи. Имеющиеся возрастные изменения лица и шеи свидетельствуют о нарушении функций подкожных структур, а именно: нарушение венозного и лимфатического оттока, застойные явления, гиперфункция мимических и жевательных мышц, нарушение тонуса мышц задней и передней поверхности шеи. Задача: восстановление микроциркуляции, трехэтапное восстановление мышечного тонуса ,восстановление мышечного и костного баланса. По моему убеждению пациентка не получила бы эффекта омоложения, если бы первым этапом эстетической коррекциии, были бы инъекционные или хирургические воздействия. Поэтому в работе с ней наиболее важной частью считаю подготовительный восстановительный этап к возможным инвазивым воздействиям и необходимость формирования правильного уровня ожиданий.

Справедливости ради, стоит отметить, что мастер-классы приглашенных специалистов, могут давать возможность большего доступа к знаниям самых разных специалистов высочайшего уровня, работающих в интересующем вас или в другом нужном вам направлении, чем традиционные формы получения знаний.

Только модели образования, объединяющие в себе не только практический опыт и знания преподавателя, но и формирующие навык терапевтического мышления ,дают возможность косметологу, создавая и применяя уникальные алгоритмы процедур и омолаживающих программ, становиться успешным. Алгоритмы, которые при этом не пытаются конкурировать между собой, а являются обязательной и действительно реальной частью общего успеха в эстетическом омоложении лица и тела.

Полина Лайтер,
косметолог P.M.E.,
Эксперт Cosmo-Expo

Статья опубликована в журнале Украина 2 (84)/2014), у нас опубликована с разрешения автора в оригинальной авторской версии.

Статья является продолжением статьи

26.04.2014

косметология 2024